Дистрофия сетчатки

Дегенеративные заболевания сетчатки делятся на врожденные и приобретенные. По локализации дистрофических очагов дегенерации сетчатки могут быть центральными (макулодистрофии) и периферическими.

К врожденным дистрофиям относятся дистрофия Беста (желточная), дистрофия Штаргардта и пигментная дистрофия сетчатки.

Пигментная дистрофия сетчатки – наследственное заболевание, поражающее членов одной семьи. Проявляется в детском или подростковом возрасте.

Жалобы: нарушение сумеречного зрения, сужение поля зрения до появления трубчатого поля зрения.

Клиника: отложения пигмента в сетчатке типа костных телец, восковидная атрофия ДЗН, хориоваскулосклероз (желтовато-белые тяжи и ленты – запустевшие сосуды хориоидеи).

macular-001.jpg macular-002.jpg macular-003.jpg

Лечение. Показано ограничение засвета сетчатки (ношение очков с дымчатым фильтром).

Медикаментозное лечение включает применение препаратов рибонуклеиновой кислоты (ЭНКАД, дронуклид, нуклеинат натрия, рибофлавин-мононуклеотид), пептидных биорегуляторов (ретиналамин, кортексин, офталамин), сосудорасширяющие средства и действующие на микроциркуляцию (но-шпа, никотиновая кислота, компламин).

Применяются реваскуляризирующие операции, гипербарическая оксигенация.

Из приобретенных дистрофий наиболее часто встречается возрастная макулярная дегенерация (ВМД). ВМД – хроническое прогрессирующее заболевание обоих глаз, при котором страдают сетчатка, ретинальный пигментный эпителий (РПЭ), хориокапилляры центральной зоны глазного дна – макулы. Возраст пациентов с ВМД составляет от 55 до 85 лет. Ранние проявления ВМД развиваются у 25% населения в возрасте 75-84 года.

Факторы риска развития ВМД включают возраст, наследственность, курение, артериальную гипертензию, низкое содержание каротиноидов в макуле, повышенную инсоляцию. Развитие ВМД связано с фоновыми общими заболеваниями – атеросклерозом, сахарным диабетом, ожирением.

Различают «сухую» (90%) и «влажную» (10%) формы ВМД.

«Сухая» (неэкссудативная или атрофическая) форма ВМД характеризуется формированием друз в макулярной области, прогрессирующей атрофией РПЭ. Друзы – отложения аморфного вещества мембраной Бруха и РПЭ, продукт метаболизма клеток РПЭ.

Субъективные симптомы (жалобы больных): медленно прогрессирующее снижение остроты зрения на близком расстоянии при достаточно высоком зрение вдаль (0,5 и выше), трудности при чтении из-за выпадение отдельных букв текста, особенно при пониженной освещенности, искажение предметов (метаморфопсии), отсутствие эффекта от очковой коррекции. Наиболее информативным для определения зрительных нарушений является тест Амслера (может использоваться в домашних условиях).

Объективно: ослабление фовеального рефлекса, твердые друзы, перераспределение пигмента в макуле, атрофия РПЭ.

macular-004.jpg macular-005.jpg macular-006.jpg

«Влажная» (экссудативная, неоваскулярная) форма ВМД характеризуется хориоидальной неоваскуляризацией (врастание новообразованных сосудов через дефекты в мембране Бруха под РПЭ и сенсорную сетчатку). Субретинальная неоваскулярная мембрана (СНМ) приводит к экссудативной, а затем и экссудативно-геморрагической отслойке РПЭ и сенсорной сетчатки, с формированием в дальнейшем дисковидного рубца в макуле.

Субъективные симптомы: значительное снижение зрения (иногда острое, в течение нескольких дней), нарастающие искажения предметов (метаморфопсии), появление пятна (относительная или абсолютная скотома) в центре поля зрения.

macular-007.jpg macular-008.jpg macular-009.jpg

Объективно: большие мягкие сливные друзы, макулярный отек сетчатки, наличие обширного выступающего дисковидного очага серо-белого цвета (СНМ) с отложением пигмента, вокруг которого множественные очаги твердого экссудата, субретинальные кровоизлияния.

macular-010.jpg macular-011.jpg macular-012.jpg

Методы обследования: визометрия, тест Амслера, компьютерная периметрия, офтальмоскопия (в том числе контактной трехзеркальной линзой Гольдмана), флюоресцентная ангиография, конфокальная и оптическая когерентная ретинотомография, В-сканирование при недостаточно прозрачных оптических средах, электрофизиологические исследования.

macular-013.jpg macular-014.jpg

Лечение.

Медикаментозное (сухая и влажная формы ВМД):

• антиоксиданты и витаминно-минеральные комплексы;
  • пептидные биорегуляторы (ретиналамин, кортексин);
  • ингибиторы ангиогенеза (луцентис).

Лазерное лечение (влажная форма ВМД):

• лазерная коагуляция;
  • фотодинамическая терапия (ФДТ);
  • транспупиллярная термотерапия (ТТТ).

Хирургическое лечение (влажная форма ВМД):

• транслокация макулы;
  • трансплантация РПЭ;
  • реваскуляризирующие операции.

Антиоксидантные препараты включают каротиноиды (лютеин, зеаксантин), антоцианозиды, гистохром, тауфон, эмоксипин.

Механизм действия каротиноидов заключается в защите сетчатки от оксилительного стресса. Лютеин и зеаксантин – природные пигменты, участвующие в формировании макулярного ксантофилла, который поглощает до 40% УФ-излучения и избыточную радиацию, оказывающих повреждающее действие на сетчатку. Препараты данной группы: Витрум-Вижн, Окувайт, Лютеин-комплекс, Лютеин форте.

Антоцианозиды – сильнейшие антиоксиданты растительного происхождения, защищают микрососуды от ангиогенезиса и окислительного стресса, улучшают кровоток. Антоцианозиды содержатся в плодах черники, черной смородины и косточках красного винограда. Препараты данной группы: Стрикс, Стрикс форте, Миртикам, Миртасол, Миртилен форте, Антоциан форте.

К витаминно-минеральным комплексам относят витамины С, Е, А, препараты цинка, селена, меди.

Ингибиторы ангиогенеза – средства патогенетической терапии. Они воздействуют на причину возникновения новообразованных сосудов, связывают и инактивируют активный эндотелиальный фактор роста А (VEGF). К препаратам данной группы относится «Луцентис», который вводится интравитреально.