Физиотерапия

Сегодня становится ясным, что только фармацевтическими препаратами проблему терапии офтальмологической патологии решить нельзя, поэтому в конце XX века возрос интерес к физическим факторам. Эти средства являются естественными для человека и в определенных количествах стимулируют физиологические реакции организма.

В современной физиотерапии глазных заболеваний используется в основном четыре вида физических полей: электрическое, магнитное, электромагнитное, акустическое.

В нашей клинике проводятся следующие физиотерапевтические процедуры.

1) Лекарственный электрофорез – комплексный метод электролечения, при котором в организм вводятся лекарственные вещества через неповрежденную кожу или слизистую оболочку посредством постоянного тока. В лечебной практике он применяется с 1802 г. Перед другими способами введения медикаментозных средств (подкожно, подконъюнктивально, внутримышечно, внутрь) электрофорез имеет значительные преимущества: лекарственное вещество вводится в ткани без нарушения их целости (один или сразу несколько препаратов в любой участок); в поверхностных слоях кожи создается «депо» лекарственных веществ; количество вводимого лекарственного вещества можно дозировать изменением размера электрода, концентрации раствора, силы тока и продолжительности процедуры. В нашей клинике применяются 5 различных методик: 2 очаговые – электрофорез через ванночку и через закрытые веки, 3 рефлекторно-сегментарные – электрофорез области воротниковой зоны, области шейных симпатических узлов, эндоназальный электрофорез.

Аппарат “Поток-1”, проведение эндоназального электрофореза

2) Электростимуляция - это усиление деятельности органов и систем путем раздражения их электрическим током. Эффекты данного метода лечения: стимуляция кровообращения, предупреждение атрофических процессов в мышце, восстановление проводимости в нервном волокне. В клинике используются 4 методики электростимуляции: прямых мышц глаза, мышцы, поднимающей верхнее веко, мышц слезных канальцев, электростимуляция зрительного нерва.

Аппарат “ЭСО-2”, проведение чрескожной электростимуляции

3) Магнитотерапия в офтальмологии стала применяться в 70-е годы. Доказано выраженное противоотёчное, спазмолитическое, рассасывающее действие магнитного поля, стимулирующее действие его на фоторецепторы сетчатки, улучшение микроциркуляции, метаболизма и проводимости аксонов ганглиозных клеток сетчатки.Магнитотерапия применяется при глаукоме, воспалительных и дистрофических заболеваниях глаза, сосудистой патологии, атрофии зрительного нерва, гифеме, гемофтальме, аутоиммунной офтальмопатии.

В нашей клинике применяются различные методики магнитотерапии.

Местное воздействие на область орбиты осуществляется приставкой для магнитотерапии к аппарату “АМО-АТОС”. Эта методика показана при воспалительных и дистрофических заболеваниях глаз, при проведении рассасывающей терапии.

Нами была разработана и успешно применяется методика воздействия магнитным полем на область шейных симпатических узлов. Данная методика осуществляется путем применения ленточного приставки-излучателя магнитного поля к аппарату "АМО-АТОС" или аппарата “МАГНИТНЫЙ СИМПАТОКОР”, что позволяет проводить комплексную дедистрофическую терапию, улучшать местную и регионарную гемодинамику.

serv-therapy-003.jpg serv-therapy-004.jpg

Аппарат “МАГНИТНЫЙ СИМПАТОКОР”, проведение магнитотерапии на область шейных симпатические узлов

Для воздействия магнитными полями в проекции зрительного пути применяется транскраниальнай магнитотерапия с помощью аппарата “АМО-АТОС” и приставки “Оголовье”. Эта методика была разработана с целью более эффективного лечения атрофии зрительного нерва и глаукомы.

serv-therapy-005.jpg

Аппарат “АМО-АТОС” с приставкой “Оголовье”, проведение транскраниальной магнитотерапии.

Уникальным для г. Саратова является применение магнитотерапии одновременно с лазерной или электростимуляцией, поскольку при сочетанном использовании физических факторов взаимопотенцирование их лечебного действия выражено сильнее, чем при комбинированном (раздельном) их применении.

Магнитолазеротерапия стимулирует биосинтетические процессы и образование богатых энергией фосфатов, усиливает регионарное кровообращение и микроциркуляцию, уменьшает спазм сосудов, улучшает реологические свойства крови, стимулирует эритропоэз, повышает кислородный баланс тканей, модулирует функции клеток иммунной системы, влияет на синтез физиологически активных веществ, улучшает функциональное состояние различных органов и систем, повышает тонус и резервные возможности организма. Данная методика оказывает седативный, анальгетический, гипотензивный, противоотечный, антиспастический, трофикорегенераторный и иммунокорригирующий эффекты.

serv-therapy-006.jpg

Аппарат “ТРАНСКРАНИО”, проведение сочетанной магнитолазеротерапии

Транскраниальная сочетанная электростимуляция и магнитотерапия – одномоментное воздействие на структуры головного мозга низкочастотным магнитным полем и электростимуляция. Механизм лечебного действия магнитного поля на ткани мозга связан с активацией трансмембранного перемещения ионов и увеличения синтеза АТФ, что, вероятно, связано с влиянием магнитного поля на компоненты дыхательной цепи.

Методика хорошо себя зарекомендовала при глаукоме и частичной атрофии зрительного нерва за счет седативного, гипотензивного, трофикорегенераторного и иммунокорригирующего эффектов, улучшения гемодинамики и стимуляции работы зрительной системы.

serv-therapy-007.jpg

Аппарат “АМО-АТОС-Э” с приставкой “Оголовье”, проведение сочетанной магнитотерапии и транскраниальной электростимуляции

4) УВЧ-терапия – метод лечебного применения переменного электромагнитного поля ультравысокой частоты (40 МГц, длина волны 7,37 м), обладающего большой проникающей способностью в ткани без контакта электродов с ними.

Поле УВЧ оказывает на организм противовоспалительное, сосудорасширяющее, обезболивающее, дегидратирующее и бактериостатическое действие.

5) КВЧ-терапия - применение с лечебной и профилактической целью электромагнитных излучений миллиметрового диапазона (30 -100 ГГц).

На КВЧ - волнах работают клетки организма, т.е. идет передача информации и регуляция различных процессов. При борьбе с болезнями организм вырабатывает КВЧ -сигналы, но они слабы и их не достаточно чтобы устранить нарушения. Здесь помощником выступает аппарат КВЧ-терапии, который усиливает и дополняет внутренние КВЧ-сигналы организма. Оказывает трофическое и нейропротекторное действие, применяется в комплексной терапии дегенеративных заболеваний глаз, глаукомы, нейропатии, невритов, воспалительных заболеваний роговицы.

serv-therapy-008.jpg

Проведение КВЧ-терапии

6) Лазеротерапия – это метод светолечения, основанный на применении электромагнитных волн оптического диапазона, имеющих уникальные свойства: монохроматичность, когерентность, параллельность потока излучения, высокую концентрацию энергии, хорошую оптическую фокусировку и поляризованность излучения.

Применяется при заболеваниях роговицы, сетчатки и зрительного нерва.

serv-therapy-009.jpg

Аппарат “ЛАСТ-01”, проведение лазерстимуляции

Терапевтическое воздействие лазерного излучения: восстановление клеточных мембран, нормализация лимфо- и гемомикроциркуляции, стимуляция регенерации тканей за счет активации ферментных систем и нормализации регулирующей функции центральной нервной системы. Является одним из видов светолечения (фототерапии), основанного на использовании особых физико-химических свойств и высокой биологической активности лазера. Аппараты “РУБИН” и “ИЗУМРУД” применяются в лечении глаукомы, дистрофических и воспалительных заболеваниях глаз, зрительном утомлении.

serv-therapy-010.jpg serv-therapy-011.jpg serv-therapy-012.jpg

Аппараты “РУБИН” и “ИЗУМРУД”, проведение лазеротерапии

В нашей клинике широко применяется лазерное облучение крови в зонах проекции сосудистых пучков без нарушения целостности кожных покровов. Эффекты этого воздействия - уменьшение свертываемости крови, нормализация ее реологических параметров, нормализация микроциркуляции и общей гемодинамики, улучшение метаболизма, стимуляция репаративных процессов. Методика абсолютно безболезненна для пациента и прекрасно сочетается с другими физиопроцедурами.

serv-therapy-013.jpg

Проведение надсосудистого лазерного облучения крови

7) Цветолечение – воздействие цветами видимого спектра. Цвет является специфическим раздражителем глаза. Терапия с использованием специальных искусственных цветовых излучателей называется методом визуальной цветостимуляции. При этом осуществляется комплексное воздействие 4 факторов: цвета, ритма, модуляции цветовых сигналов и уровня освещенности светового поля.

Применение данной процедуры стимулирует тканевой обмен и улучшает микроциркуляцию, улучшает психоэмоциональное состояние пациента. С помощью приставки “ЦВЕТОРИТМ” оказывается легкое миорелаксирующее и болеутоляющее действие, отмечается расширение капилляров и небольшое снижение артериального давления.

serv-therapy-014.jpg serv-therapy-015.jpg

Аппарат “ЦВЕТОРИТМ”, проведение цветоритмотерапии

Нами разработана приставка КАСКАД, которая предназначена для коррекции нарушения рефракции, снятия зрительного утомления и спазма аккомодации, профилактики миопии и лечения амблиопии различной этиологии путем воздействия на оптическую систему глаза динамически изменяющимися во времени и пространстве по заданному закону цветовыми стимулами различной области видимого спектра. Лечение способствует улучшению внимания, приводит к снятию эмоционального напряжения, устранению возбуждения и беспокойства.

serv-therapy-016.jpg

Аппарат “КАСКАД”, проведение цветотерапии

8) Акустическое воздействие. Для лечебных целей наибольшее распространение получила частота 800 КГц (ультразвук). В основе механизма физиологического действия ультразвука лежат 3 основных фактора: механический, физико-химический и тепловой. Эффект ультразвуковой терапии - повышение проницаемости клеточных мембран, гематоофтальмического барьера; усиление кровообращения; противовоспалительное, обезболивающее действие; усиление восстановительных процессов в тканях; ускорение рассасывания инфильтрата, отека, экссудата, кровоизлияния и рубцовой ткани.

serv-therapy-017.jpg

Проведение ультразвуковой терапии

Ультразвуковое воздействие позволяет проводить фонофорез – метод, сочетающий в себе терапевтическое воздействие ультразвука и лекарственных веществ.

Физиотерапия заняла прочное место в арсенале лечебных средств широкого ряда заболеваний органа зрения.

Современная физиотерапевтическая аппаратура разрабатывается сотрудниками кафедры глазных болезней совместно с фирмой ООО «ТРИМА».